статьи

Как проводить индивидуальную работу в подготовительной группе ДОУ?

В дошкольный период у ребенка начинают формироваться личностные особенности. В ДОУ ведется коллективная воспитательная деятельность. Чтобы предотвратить появление трудностей в общении с малышами воспитателям необходимо более детально проработать возможные сложные ситуации с детьми.
Цели и задачи индивидуальной работы в ДОУ
Индивидуальную педагогическую работу в ДОУ проводят с воспитанниками 6−7-летнего возраста. Эта форма работы является важной частью учебно-воспитательного процесса. Ее основные цели — анализ личного опыта ребенка и актуализация имеющихся знаний.

Задачи индивидуальной работы в ДОУ разнообразны, среди основных можно выделить:
  • Мотивация к познавательным процессам.
  • Создание подходящих условий и равных возможностей для всех воспитанников, независимо от их личностных особенностей.
  • Поддержание личности ребенка, его индивидуальности.
  • Создание условий и поддержание благоприятной психологической атмосферы для того, чтобы каждый ребенок стал полноправным участником учебно-воспитательного процесса.
  • Формирование образовательных возможностей с учетом стандартов ФГОС ДО.
  • Создание благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ.
Организации подходящих условий в детском саду уделяется большое внимание, потому что в образовательной среде стараются создать подходящую обстановку для инклюзивной среды. Дети с ОВЗ не должны ощущать дискомфорт и стесняться своих особенностей, их не нужно ограничивать в общении со сверстниками. Решить эту задачу получится с помощью индивидуальной педагогической работы.
Содержание индивидуальной образовательной работы в подготовительной группе
Согласно новым профессиональным стандартам, индивидуальный подход к обучению и воспитанию является одной из важных обязанностей педагога. Подобная форма работы в подготовительной группе позволяет организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы были учтены все возрастные и психофизиологические особенности детей. Таким образом сотрудники ДОУ смогут реализовать один из основных принципов ФГОС ДО.

Индивидуальная работа с детьми 6−7 лет должна строится с учетом следующих особенностей:
‣ содержания основной образовательной программы;
‣ психофизиологических особенностей ребенка;
‣ решения затруднений личностного характера, которые возникли в процессе учебно-воспитательного процесса.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую самостоятельность, но индивидуальную образовательную работу необходимо разрабатывать по такому же принципу, что и в других группах.

Также это направление нужно реализовывать со следующими категориями детей:
‣ часто отсутствующими в ДОУ по причине болезни или особого рабочего графика родителей;
‣ медлительного типа или с сильно возбудимой нервной системой.

Воспитатель должен уделять время всем детям, независимо от их успехов в усвоении образовательной программы. В своей работе ему нужно учитывать трудности, которые возникают у ребенка. И отстающие, и одаренные дети являются равноправными участниками учебно-воспитательного процесса.

Точечное педагогическое взаимодействие учителя и ребенка необходимо для того, чтобы дошкольник успешно овладел нужными навыками и умениями, соответствующими его возрасту. Поэтому такие занятия еще называют компенсаторными. В подготовительной группе воспитатель должен проводить индивидуальную работу по различным направлениям для актуализации знаний детей.
Благодаря таким занятиям дошкольный педагог сможет оценить эффективность работы и поможет воспитанникам овладеть знаниями и умениями, оказавшимися сложными для их восприятия. Важно, чтобы работа по освоению учебного материала проводилась не только в детском саду, но и продолжалась дома. Воспитателю следует объяснить родителям значимость домашних занятий. Особенно это актуально во время подготовки ребенка к школе.

Чтобы эффективно реализовать индивидуальную образовательную программу в ДОУ нужно использовать следующие педагогические приемы:
  • Проведение индивидуальных занятий с узким специалистом (логопедом, психологом, дефектологом). Специалист может использовать любые приемы, соответствующие возрасту ребенка и его возможностям, для достижения результата.
  • Выполнение заданий по образцу, для активации полученных знаний, закрепления полученных навыков и умений.
  • Повторение действий по алгоритму, предложенному воспитателем. Это помогает ребенку преодолеть неуверенность в себе, справиться с образовательными трудностями и повысить интерес к дальнейшим занятиям.
  • Выполнение инструкций, составленных педагогом, двумя детьми, одному из которых обучение дается сложнее.
Вышеперечисленные приемы способствуют созданию в группе атмосферы, благоприятной для конструктивного общения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Подобный подход позволяет одной группе детей почувствовать себя воспитателями и помочь другим дошкольникам в освоении образовательной программы. Вторая группа детей будет учиться использовать разные источники для получения необходимых знаний.

Педагогом проводятся различные мероприятия по эстетическому воспитанию детей. Скачайте таблицу и ознакомьтесь с некоторыми из них.

В индивидуальной работе в подготовительной группе воспитатели могут использовать следующие приемы:
‣ Наглядные — демонстрирование картинок и предметов;
‣ Словесные — беседы, обсуждения, напоминания, диалоги;
‣ Практические — выполнение упражнений, повторений инструкций, проведение экспериментов под руководством взрослого.

Для достижения высоких показателей, воспитатели в ДОУ должны выбирать приемы индивидуальной образовательной работы с учетом следующих факторов:
Дидактической проблемы
Темперамента и настроения ребенка
Учебно-воспитательским возможностям
Дидактической проблемы
Темперамента и настроения ребенка
Учебно-воспитательским возможностям
Воспитанники подготовительной группы стараются чаще проявлять самостоятельность. Им больше нравятся творческие задания, поиск нужного решения. Поэтому педагогам стоит чаще использовать в своей работе нестандартные методики.
Особенности планирования индивидуальной работы в ДОУ
Чтобы сделать такую модель учебно-воспитательного процесса в детском саду эффективной, нужно организовать систему адресной помощи педагогам. Для этого необходимо поэтапное планирование индивидуальной работы в подготовительной группе.

При организации мини-занятий воспитатель должен придерживаться следующих правил:
  • Индивидуальные образовательные программы можно организовывать для одного-трех детей с аналогичными трудностями в обучении.
  • Можно получать и оказывать адресную педагогическую помощь во время свободной деятельности детей.
  • Во время НОД по развитию речи реализовать индивидуальный подход с помощью раздаточного материала. Для этого нужно перед занятием подготовить карточки с заданиями различного уровня сложности. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно выбирать уровень сложности задания.
  • В первой половине лучше проводить занятия по изучению окружающего мира, развитию речи, ФЭМП. Во второй половине дня — творческие занятия, конструированию. В этой статье можно посмотреть принципы организации музыкальных занятий.
  • Режимные моменты можно использовать для закрепления гигиенических навыков.
При составлении плана индивидуальной работы в подготовительной группе нужно учитывать возможности привлечения других специалистов:
‣ логопеда;
‣ психолога;
‣ дефектолога;
‣ музыкального работника;
‣ физкультурного работника.

Нужно учитывать, что из-за большого количества воспитанников время их участия в занятии ограничено. Но их поддержка важна, особенно в работе с детьми с ОВЗ или с теми, у кого есть трудности в восприятии.

Администрация ДОУ самостоятельно распределяет нагрузку по индивидуальной работе между специалистами с учетом кадрового состава и особенностями учебно-воспитательного процесса. Главное при реализации этой задачи — необходимо соблюдать очередность и добиться максимальной разгрузки воспитателей. Также при планировании нужно учитывать стандарты ФГОС ДО.

В курсе «Организация деятельности учителя музыки в общеобразовательной организации в условиях введения ФГОС» можно посмотреть, как правильно организовать работу других специалистов.

Планирование графика проведения индивидуальных занятий проводится еще в начале учебного года. Перед этим воспитатель должен провести диагностику, чтобы определить возможные затруднения в учебно-воспитательном процессе. План индивидуальной работы в подготовительной группе необходимо корректировать каждую неделю, с учетом материально-технической базы и учебно-дидактических материалов.
Индивидуализация образовательных занятий — это обязательный элемент учебно-воспитательного процесса, но у многих сотрудников ДОУ возникают затруднения в применении этого принципа. Трудности в решении этих задач возникают из-за увеличивающейся нагрузки на педагогов и специфики занятий с детьми, имеющим сложности в обучении.
Важно, чтобы воспитатель смог заинтересовать ребенка учебой, стимулировал его познавательную активность. Решить эту проблему удается благодаря адресной помощи, которая позволяет поддерживать взаимосвязь с каждым воспитанником. Если дети не заинтересованы в обучении, проводить индивидуальную работу не стоит. Чтобы решить эту проблему нужно использовать внешние стимулы или актуализировать знания ребенка.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать следующие приемы:
‣ проведение конкурсов или соревнований;
‣ использование элемента «неожиданности» во время занятий;
‣ сказочные мотивы;
‣ примеры из реальной жизни;
‣ ведение дневника.

Создание картотеки с заданиями упрощает процесс организации индивидуальной работы. Для большего удобства их можно объединить по педагогическим целям или по направлениям. Независимо от направления работы, продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 20 минут. Обязательно нужно спросить у ребенка, что интересного он узнал, и педагог должен похвалить воспитанника за его старания.