статьи

Что делать если у родителя с воспитателем конфликт

Взаимодействие родителей и воспитателей идет на пользу их детей, ведь главной целью обеих сторон является правильное их воспитание. И часто между сторонами происходят разногласия. Обычно к конфликтам приводят следующие причины: наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями родителей и воспитателей. Как разрешить спорные ситуации и добиться согласованности между оппонентами?

Детский сад – первое социальное учреждение, с которым знакомиться малыш. Семья принимает решение о походе ребенка в детский сад по разным причинам: выход на работу, нет бабушек и дедушек, нет финансов на няню, а главным фактором принято считать социализацию ребенка перед походом в школу.

Далеко не каждой семье выпадает шанс выбрать детский сад по душе, поэтому дошкольник вынужден идти туда, куда семье дали путевку. С первых дней похода малыша в садик между семьей и дошкольным педагогом могут возникнуть разногласия и недопонимания, поэтому если родители хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и спокойно, нужно постараться минимизировать риск возникновения конфликтов и споров, ведь главное для всех – это психологическое благополучие малышей.

Частые претензии родителей
Чаще всего притесняемой стороной во время конфликтов выступает воспитатель, который всегда и во всем, по мнению родителей, считается виноватым. Родители думают, что их ребенок считается особенным и именно ему должно уделяться больше времени и внимания, но таких малышей бывает около 25-30 человек. Конечно, не все семьи понимают данный факт и, как правило, «перетягивают одеяло на свою сторону».

Еще одной претензией принято считать мнение родителей о том, что воспитатель любит кого-то больше, чем другого малыша, но он не должен этого делать. В его компетенцию входит только правильное воспитание детей.

Многие семьи не предупреждают воспитателя об особенностях психологического состояния ребенка и обстановке, к которой привык малыш. А это очень важный фактор, ведь некоторые дети бывают с «особенностями» в характере, а другие и вовсе страдают от аллергических реакций. Важно учесть все моменты.
Какой должна быть реакция дошкольного педагога на замечания родителей
Дошкольный педагог, в силу своей компетенции и профессионализма, обязан придерживаться социальной коммуникации в общении с семьями. Ведь и родителей можно понять, они выступают ответственной стороной и желают видеть интерес и неравнодушие воспитателя в общении с ребенком и минимизации конфликтных ситуаций.

Рассмотрим некоторые ситуации, которые помогут воспитателю правильно реагировать на замечания родителей.

Ситуация №1
Мама сетует о невнимательности воспитателя по конкретным моментам (не надели на прогулку свитер, играет с одними и теми же игрушками, или же игрушка, которая была прихвачена из дома, не попала обратно к ребенку, малыш в конце дня выглядит неопрятным).

В данных ситуациях дошкольный педагог, в зависимости от владения информацией, может объясниться с родителями следующим образом:

  • Описать все имеющиеся обстоятельства и обязательно извиниться, если же воспитатель и правда не доглядел в вопросе одежды или опрятности.
  • Попросить родителей не приносить домашние развлечения в группу детского сада, ведь воспитатель не несет никакой ответственности за личные вещи малыша, а лучше написать небольшое объявление и вывесить его в холле группы, таким образом можно оповестить каждую семью.
  • Дать понять семье, что именно та самая «кукла» или «машинка» несут особый смысл для их ребенка, ведь все дети разные и их потребности и интересы не всегда схожи с желаниями родителей.
  • Описать все имеющиеся обстоятельства и обязательно извиниться, если же воспитатель и правда не доглядел в вопросе одежды или опрятности.
  • Попросить родителей не приносить домашние развлечения в группу детского сада, ведь воспитатель не несет никакой ответственности за личные вещи малыша, а лучше написать небольшое объявление и вывесить его в холле группы, таким образом можно оповестить каждую семью.
  • Дать понять семье, что именно та самая «кукла» или «машинка» несут особый смысл для их ребенка, ведь все дети разные и их потребности и интересы не всегда схожи с желаниями родителей.
Ситуация №2
Родители часто обижаются на дошкольного педагога, что именно их ребенок отсутствовал в детском утреннике, а именно, ему не дали роль, он не пел, не танцевал, попросту говоря, мама и папа не смогли увидеть успехов и достижений их малыша. Ведь для них это самое важное в жизни.

Воспитатель, в свою очередь, должен мягко объяснить семье, почему малыш не принял участия в праздничном концерте. Причин может быть масса:

  • Индивидуальные качества ребенка (непослушание, малыш задирает ребят в группе, нарушение речи).
  • Стеснение ребенка выступать перед публикой.
  • Нежелание самого малыша заучивать стихи, песни и танцы.
  • Индивидуальные качества ребенка (непослушание, малыш задирает ребят в группе, нарушение речи).
  • Стеснение ребенка выступать перед публикой.
  • Нежелание самого малыша заучивать стихи, песни и танцы.
Воспитателю важно донести до родителей тот факт, что главным критерием в сложившейся ситуации выступает уважение к личности ребенка. Иногда не стоит делать того, что не хочет их малыш. В данной ситуации дошкольный педагог должен объяснить родителям, что совместная работа, без ссор и скандалов, поможет ребенку справиться со стеснением и переживаниями.
Ситуация №3
Некоторые родители очень часто возмущаются, что дошкольный педагог просит поменять сменную обувь малыша. Ведь, по их словам, ребенок сам выбрал эти «сандалики» почему же ему нельзя посещать садик именно в этой обуви?

Здесь важно донести до родителей информацию о риске травматизма не только самого ребенка, но и ребят из группы. Малыши из ясельной группы могут оторвать и проглотить мелкие детали с обуви, или попросту подвернуть ножку. Дошкольный педагог должен обезопасить не только детей, но и себя.

Ситуация №4
Некоторые мамы возмущаются о том, что их ребенка насильно кормили или заставляли спать. Многие родители хотят, чтобы к такому режимному моменту воспитатели относились с особым внимание и трепетом.

В данной ситуации воспитатель должен внимательно выслушать претензии мамы или папы, а затем уточнить у семьи, как засыпает или кушает их малыш дома, и уверить семью, что корректировки обязательно будут внесены.

Если воспитателю удастся узнать про личностные качества ребенка и стараться, по возможности, выполнять все требования, то проблем с режимными моментами возникнуть не должно.

Ситуация №5
Семья думает, что в детском саду ущемляют интересы их ребенка, такое мнение складывается из рассказов детей, а именно, ребенок боится подойти с просьбой к воспитателю. Поэтому родители часто делают выводы, что их ребенка не замечают и не уделяют ему должного внимания.

В таком случае, воспитателю следует присмотреться к особенностям малыша. Он может быть действительно стеснителен и замкнут. Дошкольный педагог должен понимать, как ведет себя малыш в других общественных местах. Застенчивым детям часто сложно обратиться к взрослому человеку, поэтому они ждут, когда второй сам обратит на них внимание.

В случае если мама сама предупредила воспитателя о стеснительности ребенка, дошкольный педагог должен выяснить у семьи, какие «сигналы» присущи их малышу, как именно он обращается с просьбой о внимании.

Памятка для воспитателей
Существует несколько правил для педагогов
дошкольного учреждения:
  • Не унижать и не говорить ничего плохого о семье, тем более в присутствии ребенка и других детей, это может вызвать насмешки над малышом, которые приведут к расстройству его психики.
  • Не начинать диалог тогда, когда у родителей нет времени, лучше поговорить вечером или связаться с ними по телефону.
  • Определиться с конкретной целью разговора, постараться в мягкой форме сказать им о «проделках» их ребенка, и постараться совместно с семьей справиться с негативными моментами в поведении.
  • Давать советы по воспитанию ребенка только в том случае, если родители сами попросят об этом, навязывать свое мнение крайне негативно и не профессионально.
  • Как можно больше говорить родителям о хороших качествах и поведении ребенка.
Существует несколько правил для педагогов
дошкольного учреждения:
  • Не унижать и не говорить ничего плохого о семье, тем более в присутствии ребенка и других детей, это может вызвать насмешки над малышом, которые приведут к расстройству его психики.
  • Не начинать диалог тогда, когда у родителей нет времени, лучше поговорить вечером или связаться с ними по телефону.
  • Определиться с конкретной целью разговора, постараться в мягкой форме сказать им о «проделках» их ребенка, и постараться совместно с семьей справиться с негативными моментами в поведении.
  • Давать советы по воспитанию ребенка только в том случае, если родители сами попросят об этом, навязывать свое мнение крайне негативно и не профессионально.
  • Как можно больше говорить родителям о хороших качествах и поведении ребенка.
Если воспитатель и родители нашли общий язык, и сумели создать между собой доверительные отношения, то и дальнейшее общение будет проходить без конфликтных ситуаций, что пойдет на пользу и детскому саду и семье. В сложной конфликтной ситуации должен вмешаться медиатор. Если в штате нет такого сотрудника, эту функцию может взять на себя психолог, пройдя курс повышения квалификации «Медиация. Восстановительный подход в медиации».