статьи

Психологические кризисы детей дошкольного возраста и работа с ними

Новые умения, навыки и психологические качества ребенка формируются каждый год дошкольного детства. Это требует немалых психологических и физических усилий, а также приводит к очень быстрому росту осознанности и самостоятельности. Все это приводит к возникновению кризисов дошкольного возраста.
Основные кризисные этапы
В дошкольном возрасте дети проходят через кризисы 1,3 и 7 лет, временные точки условные, изменения в поведении могут начаться и раньше и продолжаться дольше. Проявления кризисов отличаются в разном возрасте, но все они направлены на отделение ребенка от взрослого.

Примерно в возрасте трех лет возникает психологический кризис с поведенческими проявлениями, с которыми иногда бывает трудно справиться. Происходит удивительный процесс, когда ребенок впервые начинает осознавать себя и ощущать себя отличным от других. Личность уже начинает складываться, хотя и будет продолжать закрепляться в течение многих лет до тех пор, пока не станет более стабильной в молодости.

Кризис развития
Во время кризиса ребенок хочет выразить свои потребности и волю миру. Это его способ сказать: "Я чувствую, я думаю, я существую", а "Я" — это самое главное для ребенка, потому что ему нужно выражать и укреплять свою идентичность. Поэтому он кажется капризным и упрямым, говорит "нет" практически всему, что предлагает взрослый, и может стать очень непослушным. Если к этому добавить, что в этом юном возрасте личность еще незрелая, то можно понять слабую способность к эмоциональной сдержанности и саморегулированию. Это означает, что перед лицом разочарований, которые ребенок часто испытывает во время кризиса, дошкольник может почувствовать гнев, очень сильно заплакать и выразить чувства всем своим телом. Это классический образ маленького человечка, лежащего на полу и бьющегося в истерике. Родители обычно чувствуют себя виноватыми, что еще больше усложняет ситуацию.
Как справиться с кризисом
Чтобы хорошо справиться с кризисом, в первую очередь необходимо понять, что ребенок должен уметь выражать свои потребности и волю. Речь идет не о том, чтобы позволять ему все, что он хочет, но если проанализировать это, то можно понять, что родители запрещают что-то ребенку во многом с мыслью о том, что он маленький и ничего не понимает. Однако ребенок чувствует себя большим и требует "Я могу сделать это в одиночку". Если ребенок хочет одеваться, купаться, выбирать одежду (с необходимыми ограничениями) почему бы ему не позволить? Таким образом, можно дать продуктивный выход необходимости самоутверждения и, кроме того, ребенок приобретет важную способность к самостоятельности. Ребенок, имеющий такие возможности, демонстрирует менее негативные проявления кризиса.
Правила, а не вседозволенность
Однако это не означает, что правила и ограничения, столь необходимые при воспитании детей, не должны четко устанавливаться. На самом деле, если этот аспект будет ослаблен, и взрослые будут уступать всему, что делает или хочет делать ребенок, то можно столкнуться с другой формой неправильного управления кризисом. Она будет состоять в том, что ребенок захочет всегда исполнять свою волю и станет тираном, известным в некоторых психологических литературных источниках как "монархический ребенок".
Разговор с ребенком
В отношении кризиса существует распространенное мнение "не обращать на них внимания". Правда в том, что когда ребенок зол, невозможно заставить его увидеть причину и нужно подождать, пока малыш успокоится. Но когда придет время, было бы неплохо поговорить с ним о том, что случилось, а не заставлять его чувствовать, что его дискомфорт был проигнорирован. С другой стороны, если позволить ребенку по собственной воле избежать неприятностей, вызванных истерикой, то ребенок узнает, что это может стать хорошим механизмом для достижения того, чего он хочет, и будет ежедневно доставлять много неприятностей.

Дети могут выражать чувства не так, как взрослые, поэтому родителям или другим близким людям трудно понять, как ребенок переживает кризис. Тем не менее, дети испытывают те же чувства пустоты, замешательства, горя, гнева и недоверия, что и взрослые. Больше всего на свете дети нуждаются во взрослом присутствии и поддержке в трудных, стрессовых ситуациях.

Соблюдать распорядок дня
Дети в кризисных ситуациях нуждаются в безопасности и нормальной жизни. Для того чтобы восстановить их чувство безопасности, важно поддерживать старый порядок, т.е. есть и спать в то же время, что и раньше, и иметь те же увлечения, которые у них были до того, как начался кризис. В дополнение к распорядку дня, детям потребуется внимание и поддержка.
Ответы на вопросы ребенка об инциденте (с учетом возраста ребенка)
Событие, которое спровоцировало истерику, должно обсуждаться с ребенком. В то же время необходимо убедиться, что ребенок понимает, что инцидент произошел на самом деле; возможные недоразумения должны быть исправлены. При разговоре с детьми следует избегать эвфемистических метафор.

На вопросы, задаваемые детьми, следует отвечать правдиво, не забывая при этом о возрасте ребенка. Можно спросить детей, как они себя чувствуют, и объяснить, как справиться с чувствами. Когда ребенок узнает, почему взрослые плачут или каким-то другим образом реагируют на неприятную ситуацию, он поймет, что и он тоже имеет право выражать свои чувства. Следует поощрять детей к тому, чтобы они говорили о своих чувствах.

Разрешать различные виды
чувств и реакций
Ребенок должен знать, что естественно реагировать на неприятное событие по-разному. Можно сказать ребенку, что у него могут быть странные мысли и что он может чувствовать себя не таким, как раньше. Ребенок должен знать, что эти странные чувства являются частью события и что обработка этих чувств болезненна, но необходима. Ребенок должен знать, что чувства злости и радости могут чередоваться.

Дети могут проявлять различные реакции еще долгое время после фактического происшествия. Чувство обиды или злости не уходит после окончания истерики.

Дети часто решают трудные вопросы через игру. Это особенно полезно, если нет конкретных слов для описания чувств, которые испытывает ребенок; взрослые, близкие к ребенку, могут использовать игру как средство для обсуждения вопроса с ребенком. Например, написание дневника, фотографирование, рисование или другие виды декоративно-прикладного искусства могут помочь ребенку справиться с его негативными чувствами.
Подробнее разобраться в особенностях психологического развития ребенка дошкольного возраста поможет курс «Психолог в дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС».