Методика обучения сотрудников ОО действиям в чрезвычайных ситуациях
Любая образовательная организация должна быть готова к террористической атаке. Мало подготовить эвакуационные выходы, требуется обучить каждого сотрудника действиям, которые спасут жизни в период чрезвычайного происшествия. Для этого проводится антитеррористический инструктаж. Важно осуществить эту методику в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, чтобы предотвратить травмы и гибель учителей, других сотрудников, детей. Для этого организовывают педагогический совет, оценивая задачу и методы ее исполнения.
Проведение инструктажа
Для осуществления инструктажа выполняют следующие действия: ‣ составление графика проведения; ‣ назначение инструктора, должностного лица (выбранного человека указывают в акте образовательной организации).
Осуществление этих пунктов — обязательный процесс подготовки персонала.
Составление графика инструктажа
Каждый составленный график рассчитывается только на один учебный год. Не предусмотрено нормативных требований, подходящих для этого документа. Назначенное лицо составляет график самостоятельно, но затем его согласовывает с директором. Только после согласования документ передают работникам для дальнейшего рассмотрения.
В плане составления графика самостоятельно осуществляют 2 этапа: ‣ назначение временных промежутков для рассмотрения инструктажа; ‣ сроки проведения инструктажа.
Составление графика инструктажа должно быть прописано в документах, которые составляет должностное лицо. В таблице рассмотрены примеры правильного составления инструктажа в образовательном учреждении:
Период выполнения: сразу после зачисления человека на работу.
Период выполнения: при составлении инструктажа указывают временные рамки. Повторно он может проводиться 1 раз в 3, 6, 9, 12 месяцев в зависимости от указаний директора или должностного лица.
Период выполнения: применяется перед массовыми мероприятиями или в случае изменения правил законодательной базы.
После составления графика переходят непосредственно к плану выполнения инструктажа.
Лицо, назначаемое инструктором
Работник, занимающийся инструктажем, должен соответствовать следующим характеристикам: ‣ знания в области антитеррористической безопасности; ‣ умение организовать лекции для прослушивания информации.
Директор дошкольного или образовательного учреждения должен издать указ, в котором будет прописано ответственное лицо. В нем указывают фамилию, должность выбранного человека. Каждый сотрудник должен ознакомиться с этим приказом, поставив свою подпись.
Новая обязанность должна быть закреплена в одном из следующих документов: ‣ должностная инструкция; ‣ дополнительное соглашение к трудовому договору.
Внимание! Лекции по антитеррористическим правилам безопасности можно проводить только после оформления всех перечисленных документов.
В соответствии с правилами внутреннего распорядка, инструктором может стать лицо, которое выполняет в организации защиту в области гражданской обороны, антитеррористического направления.
Средства обучения
Всего выделяют 3 средства обучения, указанных в таблице:
Характеристика: литература, законодательные акты, пособия в антитеррористическом направлении или поведении сотрудников при ЧС.
Характеристика:буклеты, памятки, презентации, аудио или видео материалы.
Характеристика: персональный компьютер, телевизор, проектор, интерактивная доска, на которых передают информацию.
В помещении, где будут проводиться лекции, требуется выделить зону на стене. На ней нужно размещать разные виды информации, посвященные антитеррористическому направлению и правилам поведения при ЧС. Пройти обучение по курсу «Гражданская оборона и действия при чрезвычайных ситуациях» можно по ссылке.
Составление программы инструктожа
Не существует единой формы для составления программы инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях. Эти данные не определены законодательно. Поэтому программу должен составлять инструктор, который был назначен директором детского сада или школы. После ее составления требуется получить подтверждение в виде утверждения приказа.
Инструктаж должен соответствовать следующим характеристикам:
Проведение только в очной форме
Включение теоретической части
Обучение практическим навыкам
Проведение только в очной форме
Включение теоретической части
Обучение практическим навыкам
Если программа соответствует этим критериям, она подходит для внедрения в образовательном учреждении.
В ходе проведения инструктажа должны выполняться две обязательные части:
Теоретическая. Должностное лицо объясняет разработанный алгоритм действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, появлении теракта. После предоставления теоретической части проверяют полученные знания, которые отражают в отчетной документации. Она может быть составлена в любой форме, удобной для руководителя.
Практическая.После получения достаточных теоретических навыков проводят учения, которые разрабатываются совместно с МВД, МЧС, Росгвардией.
Помимо общих положений подготовки сотрудников, учитывают психологическую составляющую. Важно научить сотрудников действовать в нестандартных ситуациях. Для этого было разработано правило трех «О». Также должностному лицу рекомендуется включать в план лекций основы пожарной безопасности в школе, о которой можно узнать при переходе по ссылке.
Важные моменты
В ходе проведения инструктажа по чрезвычайным происшествиям должностное лицо должно включить 3 важных момента:
Антитеррористический инструктаж должны проходить все сотрудники, вне зависимости от должности.
Директор обязан составить график инструктажа, назначить ответственное лицо, которое будет его исполнять.
Одновременное проведение инструктажа и педагогического совета лицом, осведомленным в управлении чрезвычайными ситуациями и антитеррористической безопасностью.
В каждом детском саду или школе должны проходить инструктажи и учения по поведению сотрудников в чрезвычайных ситуациях. При ЧС это помогает спасти жизнь и здоровье детей и сотрудников учреждений.