Оказание первой доврачебной помощи в школе — это обязанность школьных педагогов, медицинского сотрудника. О ситуациях опасных для здоровья школьников необходимо сообщить директору и вызвать службу скорой помощи. Но на законодательном уровне указан перечень состояний, когда школьный педагог имеет право проводить восстановительные мероприятия.
Что такое первая доврачебная помощь и нормативно-правовые аспекты этого вопроса
Под первой доврачебной помощью понимают проведение мероприятий для поддержания жизни пострадавшего или восстановление его нормального состояния или его улучшение. Помощь оказывает человек, находящийся рядом с пострадавшим. В школе это учитель или медицинский сотрудник. Об угрозе жизни и здоровью ученика нужно сразу сообщить директору или сотруднику из школьной администрации.
Несмотря на то, что оказывать первую помощь должен любой сотрудник, существуют некоторые ограничения. Проводить меры по восстановлению здоровья школьника разрешено педагогу, имеющему соответствующую подготовку. Школьные учителя должны прослушать соответствующие курсы по повышению квалификации«Оказание первой помощи». По его окончании педагоги будут иметь полное право на оказание первой доврачебной помощи школьнику.
Повышать свою квалификацию учителя должны раз в три года. Обучение оплачивает директор учебного заведения, также он выбирает подходящий курс. Все эти аспекты зафиксированы в ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ». Также в этом документе указано, что ответственными за жизнь и здоровье детей в школе являются педагоги и медицинские работники.
Этот аспект указан в нормативных локальных актах образовательного учреждения:
Должностных инструкциях
Приказах
Инструкции по охране труда
Должностных инструкциях
Приказах
Инструкции по охране труда
Директор должен ознакомить со всеми документами весь педагогический состав. Сотрудник, не оказавший первую доврачебную помощь школьнику, нарушит должностную инструкцию. Если учитель не прошел курсы по оказанию первой помощи, он должен сообщить медицинскому сотруднику или педагогу, прошедшему обучению.
Директор должен ознакомить со всеми документами весь педагогический состав. Сотрудник, не оказавший первую доврачебную помощь школьнику, нарушит должностную инструкцию. Если учитель не прошел курсы по оказанию первой помощи, он должен сообщить медицинскому сотруднику или педагогу, прошедшему обучению.
Перечень опасных состояний и мероприятий по оказанию первой помощи
В ФЗ «Об образовании в РФ» указаны состояния, когда учитель должен провести мероприятия по поддержанию жизни и восстановления здоровья ученика: ‣ отсутствие сознания; ‣ остановка дыхания и нарушение кровообращения; ‣ возникновение наружного кровотечения; ‣ попадание инородного тела в верхние дыхательные пути; ‣ травмы; ‣ ожоги; ‣ обморожение; ‣ отравление.
В остальных случаях учитель не имеет права проводить медицинские манипуляции. Это обязанность медицинского сотрудника. Педагог должен знать основные признаки всех перечисленных состояний, чтобы отличать их от других заболеваний.
Если по результатам визуального осмотра учитель определил одно из критических состояний, он должен провести следующие мероприятия: ‣ оценить обстановку и устранить факторы, представляющие опасность для здоровья ученика; ‣ позвонить в службу скорой помощи; ‣ оценить ясность сознания; ‣ восстановить работу дыхательных путей; ‣ определение признаков жизни у пострадавшего; ‣ проведение сердечно-легочной реанимации; ‣ оценить степень серьезности травмы; ‣ придать правильное положение тела пострадавшему; ‣ держать под постоянным контролем состояние пострадавшего и оказывать психологическую ‣ помощь до приезда специалистов; ‣ передать медицинским сотрудникам.
Алгоритм действий учитель определяет, исходя из особенностей критического состояния школьника. Но независимо от этого, педагог должен сообщить всю информацию о здоровье ученика директору, медицинскому сотруднику и его родителям или законным представителям.
Общий алгоритм действий учителя
В учебном кабинете должен быть оформлен уголок с основной информацией по оказанию первой доврачебной помощи. Там должны быть перечислены основные симптомы и порядок действий по нормализации здоровья. Но учитель не всегда может находиться рядом с детьми, поэтому школьники должны сообщить о возникновении ситуаций, опасных для здоровья. Для этого между педагогом и учениками должны быть доверительные отношения. Советы, как их построить, даны в этой статье.
Общий алгоритм действий школьного учителя при возникновении опасных ситуаций следующий:
Проанализировать обстановку, устранить все факторы, угрожающие здоровью, и создать условия для проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Оценить ясность сознания. Если оно отсутствует, проверить наличие дыхания.
При отсутствии дыхания, сделать сердечно-легочную реанимацию и вызвать скорую помощь.
Если школьник находится без сознания, придать ему устойчивое положение для поддержания проходимости верхних дыхательных путей.
Если школьник находится в сознании, следует осмотреть его на наличие наружных кровотечений и травм. В зависимости от симптоматики будет зависеть дальнейший алгоритм действий педагога.
Придать ребенку устойчивое положение тела до приезда специалистов. Учитель должен следить за изменениями его состояния и оказывать психологическую поддержку.
Если рядом с ребенком не было родителей или законных представителей, учитель не должен получать их разрешение на оказание доврачебной помощи. Если в опасный момент они были рядом, педагог должен получить их согласие на проведение любых манипуляций.
Выводы
Во время оказания первой помощи учитель должен сохранять хладнокровие и четко действовать в соответствии с инструкцией. Он должен быстро оценить обстановку и определиться с дальнейшими действиями. Кроме этого, педагог должен поставить в известность о пострадавшем ученике директору школы, медицинскому работнику и его родителям.
Для оказания первой помощи учитель должен пройти соответствующий курс по повышению квалификации. В законе перечислены состояния, когда педагог может провести мероприятия по восстановлению здоровья. В других случаях следует дождаться приезда медицинских сотрудников.