статьи

Ребенок не хочет идти в школу: что должен сделать директор

Многие родители не осознают до конца, почему ребенок не желает посещать школу, делать уроки. Часто это признак серьезной проблемы, локализующейся внутри учебного заведения. Требуется своевременно выявить первопричину, чтобы не допустить серьезных последствий. На некоторые из них должен обращать внимание директор. Он обязан руководствоваться локальными актами школы, действующими в 2021 году. Их список указан в статье по ссылке.
Важность определения серьезности проблемы
Если ребенок не желает посещать школу, в первую очередь, это вызывает раздражение. Считается, что проблема заключается в отсутствии желания делать уроки, читать книги. Но она может быть глубже.

Первоначально появляются первые сигналы:
‣ чрезмерное переутомление, не свойственное в норме для ребенка;
‣ сниженный аппетит;
‣ частый плач или истерики;
‣ отказ от общения с учителями, родителями, детьми, другими людьми.

Психологи, учителя, директора рекомендуют периодически давать ребенку отдых, чтобы он успел соскучиться по сверстникам, новым знаниям в школе, урокам. Если проблема лишь в усталости, вся негативная симптоматика должна пройти. При серьезной проблеме ребенок продолжает меняться дальше.

Ему становятся свойственны следующие черты, на которые обязан обратить внимание директор:
Агрессивность
Замкнутость
Отказ от посещения школы
Частые прогулы
Агрессивность
Замкнутость
Отказ от посещения школы
Частые прогулы
В первую очередь рекомендуется поговорить с классным руководителем. Руководитель школы должен предложить ребенку помощь психолога, работающего в учреждении. Если быстро устранить первопричину проблемы, она может не развиться дальше.

Чтобы учителя своевременно выявляли проблемы с подопечными, рекомендуется периодически проходить курсы повышения квалификации. Например, могут потребоваться основы психологии. Также рекомендуется пройти курс профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

Причины нежелания посещать учебное заведение
Выделяют 4 причины, при которых ребенку не хочется приходить в школу, общаться со сверстниками, получать новые знания. Каждую из них можно устранить своевременно, если использовать простые методы. При некоторых отклонениях может потребоваться помощь директора школы.
Трудности в общении
Из-за отсутствия психической стабильности дети бывают жестокими. В отличие от взрослых людей, они не могут твердо смотреть на ситуацию, вести себя адекватно. Иногда дети осуществляют поступки, несущие негативные последствия.

Издевательства провоцируют внешние или внутренние недостатки, комплексы, другие негативные факторы. Характер детей не сходится, начинаются ссоры, состояние может переходить в травлю.

Она развивается по следующим этапам:

  • Новый ребенок боится, что его могут не принять сверстники, особенно если в жизни он уже сталкивался с подобным явлением (негативное отношение со стороны родителей, детей из предыдущей школы или детского сада).
  • Чтобы не допустить негативного влияния на свою персону, ребенок первый начинает нападение.
  • Дети реагируют в ответ, что приводит к замкнутому кругу.
Директору важно определить причину раздора, выявить виновную сторону. Не всегда человек, который подвергается травле, оказывается невиновным. Если стадия ссоры перешла в травлю, директору требуется вмешаться. Ситуацию нужно устранить на корню, чтобы не допустить драк, острых конфликтов. Иногда сильнейшая травля может привести к суициду пострадавшего ребенка.
Отсутствие интереса к учебе
Когда дети только приходят в школу, им становится интересно. Их радуют новые знания. Дети быстро впитывают информацию, им нужно осваивать все новые и новые знания. Но постепенно у каждого ребенка может пропасть интерес.

Этому есть несколько причин:
  • Отставание от программы
    Ребенок мог продолжительно болеть или не хотеть выполнять уроки, из-за чего возникает пробел в знаниях. Это может произойти с любым учеником, даже успешным.
  • Отставание школьной программы от ученика
    Например, родители для подготовки к школе нанимали много репетиторов. Ребенок научился всему слишком рано. Тогда в школе у него отсутствует интерес.
  • Несоответствие интеллектуальных способностей школьника и учебной программы
    Например, если ученику больше нравится изучение гуманитарных наук, ему будет сложно понять физику, математику, геометрию. Обычно такое явление встречается в старших классах.
Директору стоит обратить внимание на ученика, если он сильно отстает от класса, отметки становятся неудовлетворительными. Он может даже остаться на второй учебный год.
Конфликты с преподавателем
Часто характер преподавателя и ученика не соответствуют друг другу вплоть до развития конфликта. Проблема может заключаться в обеих сторонах. Например, чрезмерно крикливый и строгий учитель или ребенок, нарушающий дисциплину. Ученик постепенно отстает в работе, ему становится неприятен этот предмет.

Чтобы понять, кто виноват в ситуации, директору следует обращать внимание на критерии, которые он выявляет в ходе беседы:
‣ непоседливость ребенка;
‣ страх ребенка идти на урок;
‣ появление негативных отметок, даже если ученик готовился к уроку.

Если ученик примерно выполняет уроки, ведет себя положительно, проблема может быть в учителе. Когда ребенок гиперактивный, может самостоятельно нагнетать проблему.

На это указывают следующие параметры:
‣ гиперактивность;
‣ отсутствие авторитета;
‣ отсутствие сосредоточенности внимания.

Когда проблема заключается в самом ребенке, директор должен посоветовать консультацию с психологом, чтобы он научился концентрировать внимание. Если конфликт развивается на фоне агрессивности преподавателя, он обязан сделать предупреждение или выговор. В крайних случаях возможно увольнение.

Предлагаем скачать таблицу "4 правила беседы с родителями ребенка, который не хочет ходить в школу".
Неурядицы в семье
Часто учителя и одноклассники в школе замечают, что ребенку становятся свойственны следующие черты характера:
Агрессивность
Постоянные испуги
Замкнутость в себе
Агрессивность
Постоянные испуги
Замкнутость в себе
При отсутствии негативной ситуации в школе проблему ищут в семье. Возможно, произошла трагедия, которая нарушила психоэмоциональный фон ребенка. Например, смерть близких родственников, тяжелое заболевание одного из родителей.
Случаи, когда директору школы следует обратить внимание на ученика:
‣ полное отсутствие контроля родителей;
‣ агрессивное поведение в семье;
‣ насилие родителей в отношении ребенка.

При агрессивном поведении и отсутствии поддержки со стороны взрослых, ребенку больше не хочется посещать школу. Если появляются эпизоды насилия, может потребоваться вмешательство органов опеки.

Если поведение ученика резко меняется, он не хочет посещать школу, важно найти причину до развития проблемы. Всегда можно помочь ребенку, находящемуся в трудной ситуации. Об этом должны помнить учителя, классные руководители, завучи, директора, и особенно родители. Если мама или папа не понимают, в чем причина, лучше обратиться к квалифицированному психологу.

Директорам не стоит отчуждаться от своих учеников и углубляться только в управленческую деятельность, очень важно регулярно контактировать не только с педагогами, но и учениками.