Что же представляет собой коллективная жизнь? В первую очередь она подразумевает тесное общение. Термин «общение» психологи объяснили как сложный процесс, который одновременно является:
‣ процессом взаимодействия людей;
‣ информационным процессом;
‣ отношением людей друг к другу;
‣ процессом взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Необходимость общения людей друг с другом нисколько не переоценена. Чтобы жить, люди вынуждены общаться. Психологи давно сошлись во мнении, что развитие человека начинается с его общения с близкими людьми. Именно в процессе коммуникации выясняются особенности человека. Поэтому очень важно научить детей общаться со сверстниками и дружно жить в коллективе. Это и есть одна из основных задач классного руководителя. Но важно понимать, что коллектив – это не просто группа детей. Каждый его член – индивидуальность, со своим характером, своими целями и задачами. Поэтому сплочение коллектива подразумевает объединение интересов и целей, а также процесс работы над собой по приобретению чувств ответственности и зависимости друг от друга.
Методы, влияющие на сплочение коллектива, различаются в зависимости от возраста учащихся, так как в процессе взросления у детей меняются личные убеждения и уровень развития. Поэтому данные ниже рекомендации имеют обобщённый характер. Каждый классный руководитель сможет взять на вооружение некоторые из них.