статьи

Что такое контрактная система в сфере закупок

Контрактная система в сфере закупок основана на ФЗ-№44, в котором описаны все аспекты и этапы размещения и выполнения заказа. Правительство РФ существенно изменило нормативно-правовую сторону для повышения результативности системы. В Федеральном Законе описаны требования к заказчикам и исполнителям, условия проведения конкурсов и аукционов. Постоянный мониторинг всех этапов обеспечивает безопасность и прозрачность сделки.
Основные положения контрактной системы в сфере закупок
Все базовые принципы этой системы указаны в Федеральном законе от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 30.04.2011) «О контрактной системе в сфере закупок товаров»:
  • Открытость и доступность информации
    Один из основополагающих принципов этой системы. У каждого лица, физического или юридического, должен быть доступ ко всем данным о госзакупках. При этом запрос на получение этой информации — бесплатный. Исключение — данные, являющиеся государственной тайной. Реализовать этот принцип получается с помощью Единой информационной системы в сфере закупок.
  • Создание условий для конкуренции
    Этот принцип означает, что разыгрывание тендера происходит в условиях ценовой и неценовой категории. Принять участие может любое лицо или компания, соответствующее всем критериям и выполнившее все условия организаторов. Конкуренция должна быть честной, на результаты запрещено влиять заказчикам и государственным органам.
  • Профессионализм заказчиков
    Заказчиком может стать лицо, являющееся специалистом в конкретной профессиональной области. Также он должен сотрудничать со специалистами с соответствующей квалификацией. Деятельность в сфере закупок осуществляется заказчиком с наймом специалистов, способных создать условия для подписания контракта и его исполнения.
  • Стимулирование инноваций
    Заказчик, сделавший запрос на гос. закупку, должен также проявлять заинтересованность в использовании инновационных технологий в разных экономических областях.
  • Принцип единства
    Принцип единства означает, что организация закупок для государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям, указанным в законе №44-ФЗ. Это правило распространяется на все отрасли и сферы профессиональной деятельности заказчика.
  • Ответственность за результат
    Все участники сделки несут ответственность за ее выполнение. Несоблюдение условий и требований может привести к штрафным санкциям, включая помещение в реестр недобросовестных поставщиков.
Все сделки о проведении госзакупок должны соответствовать базовым принципам. Реализуют основные положения заказчики и исполнители, благодаря этому удается сделать контрактную систему безопасной и доступной.
Нормативно-правовые аспекты
Была проведена реформа контрактной системы, с учетом всех замечаний и рациональных предложений по изменению ранее действовавшего Закона «о размещении заказов». После многочисленных поправок 1 января 2014 г. вступил в силу Закон «о контрактной системе», за исключением некоторых пунктов, которые стали действительны позже.

Реформа контрактной системы полностью поменяла приоритеты в работе с госзакупками. Раньше главной целью было снижение стоимости контракта. После вступления в силу ФЗ-№44 заказчик должен привести аргументы о целесообразности самой закупки. Перед заключением сделки оценивают перспективность и возможную результативность. Произошло смещение приоритетов от стоимости к результативности сделки.

Ранее регулировали только размещение закупки, после реформирования контрактной системы контролируются все этапы:

Планирование закупки
Размещение запроса
Соблюдение условий договора
Аудит результатов
Планирование закупки
Размещение запроса
Соблюдение условий договора
Аудит результатов
Благодаря такому мониторингу в сфере закупок удается реализовать базовые принципы этой системы.

Были введены следующие новшества:
‣ обоснование запроса на госзакупку;
‣ аудит результативности;
‣ открытый доступ к отчетности.

Нововведения в контрактной системе, связанные с закупками, дали возможность повысить ее эффективность. Постоянный контроль всех этапов является гарантией того, что все участники сделки выполнят все условия договора.

Участники контрактной системы
От них зависит ее эффективность, функционирование и развитие. У каждого участника есть свой перечень обязанностей. Но все их действия должны быть направлены на реализацию государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти могут влиять на совершенствование контрактной системы, вносить необходимые изменения. На федеральном уровне такой привилегией обладает Министерство экономики РФ. Выполнять эти функции также могут Президент РФ, Правительство РФ.

На уровне субъектов РФ решения принимают органы местного самоуправления. Также они контролируют все основные этапы госзакупок в соответствии с отведенными им полномочиями.
Контрольные органы. Выделяют подразделения, ответственные за мониторинг сферы закупок, и реализующие финансовый контроль в этой области. В первом случае на федеральном уровне — это ФАС России. На уровне субъекта эти полномочия реализуют органы местного самоуправления.

Финансовый контроль на федеральном уровне находится под ведомством Казначейства РФ, на уровне субъекта РФ — органов местного самоуправления, которые могут передать свои полномочия Казначейству РФ после подписания соответствующего соглашения.

Заказчиками могут выступать государственные и муниципальные учреждения, бюджетные компании. Участником госзакупки может выступить любое физическое или юридическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей. Это отличная возможность для карьерного роста, повышения деловой репутации. Но из-за профессионального выгорания многие не принимают участия в подобных тендерах. В статье подробно рассказано, как справиться с эмоциональным напряжением из-за работы.

Заказчики могут дополнительно предъявить требования к квалификации, опыту, репутации, финансовой стороне. Это зависит от вида деятельности, к которой относится госзакупка.

Виды государственных закупок
Заказчики могут сделать гос. закупку одним из следующих способов:
‣ открытый конкурс;
‣ конкурс с ограниченным количеством участников;
‣ конкурс, состоящий из 2 этапов;
‣ аукцион, проходящий в электронном формате;
‣ запрос предложений и котировок;
‣ закупка у единственного поставщика, но это происходит в ограниченных законодательством случаях.

С учетом вида госзакупки исполнителя определяют одним из двух способов:
‣ по минимальной стоимости — это аукцион, запрос котировок;
‣ по оптимальному сочетанию стоимости/требований выполнения договора — это конкурсы и запросы предложений.

В соответствии с ФЗ-№44 можно организовывать конкурсы и аукционы с ограниченным доступом, если закупка связана с гостайной и безопасностью страны, услугами для Госфонда драгоценных металлов и камней, судей и приставов. Сведения о таких предложениях находятся в ограниченном доступе, а заказчик самостоятельно отправляет приглашения потенциальным участникам.
Выводы
В контрактной системе в сфере закупок произошли существенные изменения, направленные на ее улучшение и повышение эффективности. Теперь исполнительные органы контролируют все этапы сделки — от размещения заказа до аудита результативности. Также все участники должны соблюдать условия сделки и действовать в соответствии с ФЗ-№44.

В Законе перечислены основные принципы, на которых базируется контрактная система в сфере закупок. Поэтому вся информация о госзаказах находится в свободном доступе, за исключением конкретных госзакупок, указанных в ФЗ-№44. Соблюдение Закона о закупках гарантирует безопасность сделки для всех участников. Согласно нормам ФЗ от 05.04.2013 все участники закупок должны периодически проходить курсы повышения квалификации. Обучиться впервые или обновить свои знания по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в дистанционной форме можно здесь.