Click to order
статьи

Новые методы обучения и воспитания в детских садах

Образовательная деятельность в ДОУ регулируется стандартами ФГОС. Для их успешной реализации необходимо применять различные методы обучения. Инновационная технология — это возможность применить на практике усовершенствованные методики, которые позволят добиваться лучших результатов на занятиях. Ее использование предполагает стимулирование познавательной активности дошкольников.
Использование ИКТ в обучении
в детском саду
Слово инновационный в первую очередь ассоциируется с компьютерными технологиями. В детских садах стали активно использовать ИКТ как инструмент обучения детей. Но применять их следует в соответствии с рекомендациями врачей-окулистов. В младшем дошкольном возрасте ребенок может находиться перед экраном компьютера или проектора не больше 5-7 минут, в подготовительной группе время увеличивается до 15-20 минут.

Использование ИКТ-технологий дает возможность педагогу решать одновременно несколько образовательных задач. Варианты заданий, которые дети могут выполнять на таких занятиях:

  • Дидактические игры
  • Обучающие ролики
  • Презентации
  • Игры-путешествия
Воспитатели активно используют возможность наглядной демонстрации, потому что дошкольники легче воспринимают материал визуально. Если позволяют возможности детского сада в подготовительной группе дети могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Это помогает эффективнее реализовать индивидуальный подход к обучению, что является важным аспектом успешного обучения.
Интерактивная доска
Теперь ее используют не только на школьных уроках, но и на занятиях в детском саду. Она представляет собой компьютер, проектор и экран. Интерактивную доску применяют на групповых занятиях. С ее помощью воспитатель может:
‣ проводить развивающие дидактические игры;
‣ демонстрировать обучающие ролики;
‣ проводить занятия по коллективному творчеству.

Интерактивная доска дает возможность реализовать несколько вариантов работы с воспитанниками:
‣ ребята поочередно подходят к доске, чтобы выполнить заданное действие;
‣ у доски несколько детей (2-3 человека) используют один инструмент, например, ластик;
‣ в старшем группе один ребенок выходит к доске, остальные предлагают свои варианты действий;
‣ один воспитанник выполняет задание у доски;
‣ дети самостоятельно дают задание ребенку, стоящему у доски.

Таким образом, на занятиях с применением ИКТ, дети могут реализовать свой творческий потенциал, попробовать себя в роли учителя. Дошкольники учатся самостоятельно находить решение и выбирать нужный вариант из множества предложений.

Проектные технологии
Это коллективное ведение групповых проектов, в которых все дети принимают активное участие вместе с воспитателями. В результате использования данной технологии происходит активное развитие познавательных способностей, дошкольники примеряют на себя роль исследователей окружающего мира. Это помогает раскрытию творческого потенциала, формированию личности, способной самостоятельно решать поставленные задачи.

Главное отличие от классического подхода к обучению - дошкольникам не дают готовую информацию. Педагог предлагает самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы. Существуют следующие разновидности проектной технологии:

  • Исследовательские
    Ребенок ставит эксперимент и записывает результаты в виде рисунка, газеты.
  • Игровые
    Ребенок примеряет на себя образ известного персонажа сказки, мультфильма.
  • Информационные
    Дети самостоятельно находят и анализируют нужные данные, а затем демонстрируют результат работы в виде выставки, коллажа.
  • Творческие
    Такие занятия не имеют четкой структуры, акцент ставится на совместную работу воспитателя и детей.
  • Исследовательские
    Ребенок ставит эксперимент и записывает результаты в виде рисунка, газеты.
  • Игровые
    Ребенок примеряет на себя образ известного персонажа сказки, мультфильма.
  • Информационные
    Дети самостоятельно находят и анализируют нужные данные, а затем демонстрируют результат работы в виде выставки, коллажа.
  • Творческие
    Такие занятия не имеют четкой структуры, акцент ставится на совместную работу воспитателя и детей.
Проектную деятельность активно применяют в обучении дошкольников разного возраста. Только нужно ставить образовательные цели и задачи в зависимости от интересов и навыков ребенка. На таких занятиях можно рассматривать социально-бытовые вопросы, ставить серьезные познавательные задачи.
Технология проблемного обучения
Ее можно считать разновидностью проектной деятельности. Она основана на постановке конкретной проблемы и самостоятельного поиска детьми вариантов ее решения. Это закладывает основы для творческого и аналитического мышления.

Технологию проблемного обучения можно использовать на прогулке, на занятиях по изучению окружающего мира. Результатом самостоятельного поиска информации может стать рисунок, аппликация или другое коллективное или индивидуальное творчество.

Лэпбук
Это название для самодельной книги - «раскладушки». Это альтернатива интерактивной доске с различными элементами — кармашками, конвертами, окошками и др. Лэпбук может быть результатом совместной работы воспитателя и ребенка, детей или быть индивидуальной книгой - «раскладушкой».

Данная методика дает возможность ребенку самостоятельно ознакомиться с материалом для работы. Он сам принимает решение о целесообразности его использования для создания лэпбука. С помощью данной методики можно закрепить пройденный материал, развивить творческое мышление.

Такая интерактивная папка является результатом проектной технологии. Лэпбук подходит для использования в разновозрастных группах. Его тематика может быть любой, только если она новая для детей, необходимо ее рассмотреть, прежде чем приступить к оформлению интерактивной папки.

Инновационные технологии предполагают активное участие дошкольников в образовательном процессе. Если раньше педагог давал готовую информацию, теперь главная задача воспитателя — создать комфортные условия для самостоятельного поиска нужной информации и формирования творческого подхода к решению поставленных задач. Этот навык воспитатель может развить в себе с помощью современных обучающих программ. Рекомендуем пройти курс повышения квалификации «Инновационные педагогические технологии в ДОО в соответствии с ФГОС». Все это мотивирует ребенка к дальнейшему обучению и формирует умение самостоятельно принимать решение. Также применение инновационного подхода дает возможность реализовать индивидуальный подход к обучению дошкольника.