Техники когнитивного подхода для стабилизации эмоционального состояния педагогов и родителей

В своей практике педагоги-психологи, работающие в дошкольных учреждениях, часто сталкиваются с различными проблемами коллег и родителей воспитанников, с которыми необходимо справляться. Когнитивный подход предполагает множество различных техник, дающих возможность человеку корректировать собственное поведение и эмоции с помощью сознания и мыслей. Данные методы воздействия могут помочь воспитателям и родителям дошкольников побороть внутреннюю прокрастинацию, негативные установки по отношению к себе, привычки относиться к позитивным вещам жизни как к должному и размышлять о грядущих временах только в мрачном ключе. Для грамотной реализации каждой техники стоит использовать шпаргалки с конкретными примерами. Важно отметить, что когнитивные техники можно удачно применять не только по отношению к взрослым, но и к дошкольникам старшего возраста.

Существует семь наиболее эффективных техник когнитивного подхода, которые педагогам-психологам стоит применять в своей практике, они позволяют внести корректировки в эмоциональное состояние путем изменения привычного хода мыслей.

К числу востребованных методов психологической работы относят:
‣ заполнение таблицы по технике трех колонок;
‣ подсчет негативных мыслей;
‣ составление распорядка дня;
‣ подсчет личных достижений;
‣ метод пяти минут;
‣ техника «остудите горячие мысли»;
‣ пересмотр «долженствований».

Педагогам-психологам стоит уделять достаточный объем внимания контакту с родителями воспитанников детского сада и трудовым коллективом. Стоит рассказать этим людям о сути когнитивного подхода (сделать это можно путем рассылки небольших видео в формате лекций) и посоветовать использовать на регулярной основе техники, которые позволят улучшить эмоциональное состояние. Чтобы у законных представителей дошкольников и педагогов учреждения не возникло никаких сложностей с психологическими практиками стоит скачать готовую памятку «Техники когнитивного подхода для стабилизации эмоционального состояния» и распространить этот файл в печатном или электронном формате.
Особенности когнитивного подхода
Когнитивный подход основан на возможности каждого человека концентрироваться на способности осмыслять и преодолевать психологические и эмоциональные трудности.

Когнитивная сфера — образ мышления и понимания, возможность свободно корректировать память и фокус внимания на определенных аспектах с целью использования их для осмысления личного опыта. Когнитивная сфера играет центральную роль в процессе психологического восстановления личности.

Когнитивный подход эффективен при различных видах нарушений эмоциональной стабильности:
‣ депрессивном состоянии;
‣ плохом настроении в течение длительного периода времени;
‣ прокрастинации;
‣ состоянии повышенной тревожности;
‣ состоянии озлобленности.
Когнитивный подход основан на идеи о первичности мыслей над эмоциями. Получается, что неверные, излишне категоричные, критичные и деструктивные мысли влекут дестабилизацию гармоничного эмоционального состояния человека. Именно поэтому людям необходимо бороться с негативными установками в сознании, учиться отслеживать их и вовремя корректировать.
Основной механизм когнитивного подхода, направленный на исцеление душевного состояния, заключается во вступлении в конфронтацию с привычными для человека установками (мыслями, которые на первый взгляд, кажутся абсолютно обыденными, но при этом являются иррациональными и деструктивными).
Парень записывает
Когнитивный подход позволяет развивать так называемую «силу эго», под которой подразумевают доминирование рационализма и осознанности над привычками и рутинными действиями.

Для когнитивного подхода важны два ключевых понятия: когниция и чувство. Под Когнициями подразумевают мысли, возникающие в человеческом сознании в определенный момент времени, а чувства представляют собой результат посланий личности, направленных самой себе. При практике данного подхода необходимо научить человека пониманию природы его собственных эмоций. Если эта миссия будет выполнена, люди смогут осознать, какие чувства имеют над ними власть, классифицировать их (причислять к группе аномальных или нормальных) и правильно оценивать степень тяжести тех или иных трудностей. Алгоритм работы сводится к цепочке «распознание-вариативность-изменение». Если расшифровывать эту формулу, получится, что человеку сначала потребуется распознать собственные когниции, затем проработать их вариации, отличающиеся большей долей рациональности и реалистичности, а потом прийти к корректировке эмоций и поведения.

Большинство психологов и в частности когнитивистов утверждают, что эмоциональные проблемы не обязаны быть постоянным элементом жизни, их можно и необходимо преодолевать. Для этого достаточно услышать и грамотно оценить собственные мысли. Чувствам и эмоциям всегда предшествует определенные размышления. Перед тем как человек ощутит нежелание выходить на следующую смену, в его голове, вероятно, проскользнет мысль «как сильно я утомлен» или другая подобная. Когнитивный подход позволяет людям научиться фокусировать свое внимание на подобных деструктивных мыслях, вникать в их содержание и изучать на предмет наличия определенных ошибок, названных когнитивными искажениями (систематические однотипные ошибки сознания, мысли деструктивного характера, которые ведут к дестабилизации душевного состоянии).

К числу наиболее распространенных ошибок относят:
обесценивание позитивных аспектов жизни;
навешивание
на себя ярлыков;
излишнее обобщение;
позиция «все или ничего».
Работа педагогов-психологов сложна, она требует серьезной подготовки и эмоциональной стойкости. Человек, выбравший данную профессию, должен быть всегда открыт для новых знаний, изучать новые техники борьбы с эмоциональными и психологическими проблемами людей разных возрастов. Поэтому воспитателям и учителям, решившим скорректировать свой профессиональный путь и стать педагогами-психологами, нужно серьезно отнестись к вопросу получения дополнительного образования, стоит обратить внимание на курс профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования. Квалификация — Педагог-психолог», где в доступном формате представлена основная информация по данной теме.
Техника трёх колонок
Педагогу-психологу стоит помочь трудовому коллективу и родителям научиться противостоять своим «внутренним критикам», эффективно избавляться от когнитивных искажений с помощью здравых логических размышлений. Наиболее простым методом, который позволит справиться с психологическими проблемами является техника «Трех колонок». Консультируемому стоит выполнять ее в письменном формате как можно чаще в течение недели (оптимально ежедневно), продолжительность практики должна составлять не меньше двух недель.

Основные задачи в данном случае — распознавание и запись необычных мыслей, которые проскальзывают в сознании, выявление разного рода искажений в них и регулярное противостояние деструктивным идеям. Для эффективной работы стоит воспользоваться таблицей из трех колонок, где будет содержаться список когнитивных искажений.

Пример заполнения таблицы по технике:
Автоматические мысли (самокритика, негативные прогнозы)
Я буду как дура.
Когнитивное искажение, содержащееся в автоматической мысли
Ярлык. Ошибка предсказания.

Рациональный ответ, без когнитивных искажений
Я не дура. Я могу не знать, что делать или что сказать, но это не делает меня дурой. Все время от времени не знают, что сказать.
Работать с детьми старшего дошкольного возраста по данной технике лучше в устном формате. Для этого педагогу-психологу стоит попросить воспитанника поделиться своими мыслями и переживаниями. В потоке информации нужно будет выявить когнитивные искажения и попытаться объяснить ребенку вредоносность конкретных его мыслей без использования сложных терминов и сравнений.
Счётчик негативных мыслей
Консультируемое лицо может начать подсчитывать критичные мысли, которые появляются в его голове в течение дня. Для этого человеку необходимо вечером на ежедневной основе на протяжении трех недель прописывать, какое количество негативных мыслей всплыло у него в сознании. При этом важно понимать, что в первую неделю может наблюдаться заметный рост данного числа, но позже будет наблюдаться обратная тенденция. Данная техника довольно эффективна, ведь дает возможность фиксировать и в дальнейшем анализировать негативные мысли с целью выявления особенности динамики закономерностей.

В случае с ребенком стоит попросить дошкольников изобразить на чистом листе бумаги линию или другой символ в момент времени, когда в его сознании всплывает странные или неприятные идеи. Считать количество этих мыслей в данном случае необязательно, достаточно лишь отслеживать сам факт их наличия и проявления.
Расписание дня
У взрослых людей нередки проблемы с прокрастинацией и негативными установками вида «не хочу это делать», «я точно не смогу», «уверен, мне не понравится». Для проработки этих психологических аспектов педагог-психолог должен побудить человека провести эксперимент над собой, после которого он должен уловить связь между изменением своего состояния и настроения в результате различного времяпрепровождения. Как правило, люди ощущают себя гораздо лучше в тот момент, когда они чем-то занимаются вне зависимости от рода этой деятельности, в это же время безделье обостряет чувство тревожности, одиночество и несчастье. Необходимо донести до консультируемого информацию о методе «Расписание дня». Для этой техники необходимо будет выписывать в отдельный столбик, названный «До» планы на день (желательно по часам), во втором столбике «После» необходимо будет помечать выполнено дело или нет. Вечером человек также сможет по пятибалльной шкале оценить, насколько он удовлетворен конкретным днем и тем, как он сам смог справится с возникшими трудностями.

Пример заполнения таблицы по технике:
ДО
Сделать уборку. 1
Выгулять собаку. 1
...
ПОСЛЕ
Сделала уборку. 4
Выгуляла собаку. 5
...
С ребенком данный метод также можно использовать при условии, что таблицу будет заполнять взрослый человек, а вноситься в нее он будет не более трех дел на один день, что позволит не утомить дошкольника.
Счётчик достижений
Данный метод похож на счетчик негативных мыслей, принцип работы в целом одинаков. Консультируемому необходимо будет в течение дня подмечать и считать дела, которые он выполнил без острой необходимости и каких-либо принуждений. Эта практика поможет поставить под сомнение деструктивную мысль о том, что у человека нет каких-либо интересов, целей и ему «вообще ничего не нужно в жизни». Работа с ребенком по методу «Счетчик достижений» более сложная, так как самостоятельно он не сможет провести подобного рода анализ.
девушка сидит на стуле
Для реализации техники воспитателю или родителю необходимо будет наблюдать за дошкольником и вовремя помогать ему в распознании действий, которые он выполняет из собственного желания и интересы.
К сведению:
что стоит рассказать педагогом и родителям о прокрастинации
Не все люди до конца понимают, что такое прокрастинации, поэтому не всегда способны ее распознать. Под данным понятием подразумевает процесс нерационального откладывания запланированных действий, влекущего возможный негативный эффект. Прокрастинацию стоит отличать от отдыха, она не подпитывает человека ресурсами, а наоборот забирает их. В таком состоянии с каждым минутой становится все сложнее взяться за дело, так как мешают эмоции.

Некоторые психологи считают, что прокрастинация является слабой формой депрессии, ведь в ее основе лежит отсутствие упорядоченности мотивов, а основной психологической функцией является возможность избежать стресса и переживаний. Прокрастинация мешает людям принимать решения и двигаться вперед. При борьбе с этой проблемой важны сами действия, а мотивация отходит на второй план, ведь если человек будет ждать подходящего настроения под определенное дело, он рискует наткнуться на еще большее количество проблем и негативных последствий.
Метод пяти минут
Прямо на консультации можно попробовать проработать со взрослым человеком или дошкольником метод пяти минут. Суть его заключается в том, чтобы проделать нечто запланированное в течение пятиминутного временного промежутка. Зачастую люди начинают вовлекаться в свое занятие и осознают, что оно не приносит каких-либо отрицательных эмоций. Таким образом, срабатывает понимание возможности преодоления прокрастинации при занятии делом в заранее ограниченное небольшое время.
Техника
«Остудите горячие мысли»
Метод «Остудите горячие мысли» для стабилизации душевного состояния предполагает своеобразный внутренний диалог человека. Консультируемый взрослый должен будет отслеживать собственные мысли, в случае если он почувствует негативные эмоции, ему необходимо будет сознательно изменить конкретную установку на более положительную и рациональную.

Для облегчения работы стоит использовать таблицу «Горячие мысли», куда нужно будет заносить критичные идеи, позже заменяя их на «Прохладные мысли», которые будут более реалистичны и спокойны. Ориентироваться в данном случае можно на список когнитивных искажений и иррациональных убеждений по А. Эллису.

Пример заполнения таблицы по технике:
Таблица, Техника «Остудите горячие мысли»
Пересмотр «долженствований»
Одними из наиболее иррациональных установок являются мысли, содержащие в себе слово «должен». Если человек заставляет себя что-то делать, это действие может начать вызывать у него негативные эмоции. Для борьбы с такими деструктивными чувствами можно заполнять с табличку из двух колонок. В одном столбике выписывать фразы с формулировкой, включающей в себя обязательства, а в другую вносить их исправленные версии (вместо «я должен…» может быть «я хочу…», «я мог бы…»).

К дошкольникам данная техника не очень применима, ведь на данном этапе жизни у них нет четкого списка «долженствований». Однако в будущем дети, как и остальные граждане государства, должны будут исполнять определенные обязанности, поэтому взрослым, в том числе преподавателям, важно уделять внимание развитию правовой культуры подрастающего поколения. Для изучения подробной информации по теме развития необходимых для подобной просветительской деятельности навыков и компетенций стоит ознакомиться со статьей «Правосознание школьников: как организовать воспитание правовой культуры».

Эмоциональное состояние человека крайне важно для его стабильной и продуктивной ежедневной деятельности. Педагог-психолог, работающий в детском саду, способен помочь своим коллегам и родителям воспитанников привести свое душевное состояние в норму и избавиться от негативных установок. Для этого ему стоит применять семь техник когнитивного подхода, успевших зарекомендовать себя как эффективные методы стабилизации эмоций и чувств посредством работы с мыслями. Для четкого и безошибочного следования алгоритму когнитивных техник, стоит скачать готовую памятку «Техники когнитивного подхода для стабилизации эмоционального состояния», которую к тому же можно будет распространять среди трудового коллектива и родителей дошкольников в качестве раздаточного материала.