статьи

Организация духовно-нравственного воспитания школьников

Духовный кризис может затронуть каждого человека, в том числе детей школьного возраста. Важно правильно воспитать духовные ценности, чтобы сформировать личность. Родители, учителя должны правильно преподать жизненные ориентиры. В школе такая задача возлагается на классного руководителя, который проводит воспитательную работу и формирование эстетических ценностей. Требуется создать морально-нравственные основы благодаря школьным предметам, воспитанию, социальному взаимодействию.

При контакте с учителями формируется духовно-нравственное воспитание школьника. Одна из главных ролей отводится классному руководителю. Он должен оценить психоэмоциональное состояние каждого ребенка, правильно найти к ним подход.
Документы, регламентирующие цели и задачи духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание школьников основано на главном документе — «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Чтобы выстроить духовно-нравственное воспитание, используют раздел 2.
Задачи духовно-нравственного воспитания
Классный руководитель должен использовать следующие задачи, чтобы вложить моральные основы в каждого ученика:
  • Правильное представление о добре и зле, милосердии, сострадании.
  • Помощь в изучении народных ценностей, которые были накоплены поколениями.
  • Помощь в социальном взаимодействии, в процессе которого поддерживают взаимопонимание, взаимовыручку, соблюдают обычаи и ценности других культур.
  • Нравственное самосознание, то есть ребенок должен научиться выполнять обязательства, контролировать себя, соблюдать моральные нормы, оценивать чужие поступки с нравственной стороны.
  • Умение выдвигать позицию, критично относиться к своим и чужим мыслям, поступкам с нравственной стороны.
  • Обучение культуре поведения, общению, речи.
  • Формирование способности самостоятельно делать выбор, принимать правильное решение, быть самостоятельным.
  • Умение изучать традиции внутри семьи, а также относиться уважительно к семейным ценностям других людей.
Перечисленные задачи должны исполнять одновременно классный руководитель и родители. Тогда программа будет выполнена полностью. Обучение для классного руководителя можно пройти здесь.
Организация работы педагогического коллектива класса
Работу должны выполнять учителя следующих гуманитарных направлений:
‣ обществознание, литература;
‣ музыка, изобразительное искусство.

Действия педагогов должны быть согласованы, чтобы придерживаться строго заданной программы. Во главе должен стоять классный руководитель.

Его действия могут быть направлены на:
‣ взаимодействие с педагогическим коллективом;
‣ выявление особенности деятельности других учителей;
‣ определение правил отношений с детьми;
‣ изучение отношений внутри классного коллектива в динамике;
‣ создание ситуаций для качественных взаимоотношений.

Классному руководителю не понадобится много времени для формирования правильной духовно-нравственной атмосферы. Достаточно подавать собственный пример, предъявлять инициативу, обучать детей.
Потребность в малом педагогическом совете
Чтобы не создавать официальных сборов, рекомендуется круглый стол по инициативе классного руководителя. Иное название — малый педагогический совет.

Его можно собирать несколько раз за учебный год:
‣ первичное создание совета в начале сентября для определения направлений в обучении детей;
‣ второй совет проводится в феврале или марте, чтобы скорректировать недочеты;
‣ возможность создания дополнительного совета для коррекции успеваемости неблагополучно обучающихся детей.

Классный руководитель или иной учитель из круглого стола предварительно создает список проблем, которые требуется решить. Последовательно обсуждают каждую из них.
Пример
Перед созданием совета определяют список проблем. Например, в него могут входить следующие вопросы:
‣ направления в организации воспитательного процесса детей в классе;
‣ выделение сроков для решения проблем;
‣ потребность в дополнительной помощи для коррекционной работы;
‣ потребность привлечения родителей;
‣ виды мероприятий, проводимые педагогами совместно с учениками.
Если заранее составить правильную форму воспитательных задач на совете, коррекционная работа пройдет быстрее и успешнее. Коллектив сможет найти правильный подход к воспитанию.

Благодаря педагогическому совету можно составить качественный учебный план. Если в нем принимают участие все учителя, выполнить подобную деятельность становится просто. Педагоги совместно определяют направления обучения, темы, которые затрагивают духовно-нравственное воспитание.
Планирование мероприятий для духовно-нравственного воспитания учеников
Педагоги должны заранее распланировать мероприятия, которые помогут им в воспитательной работе. Предварительно ставят задачи, которые требуется решить. Их формулируют кратко и корректно.
Пример
На педагогическом совете учителя должны выявить не менее трех задач в воспитательной работе. Например:
Проведение беседы с учениками на классных часах.
Посещение 3 выставок и 4 театральных спектаклей.
Опрос детей по учебной программе для закрепления навыков.
Проведение беседы с учениками на классных часах.
Посещение 3 выставок и 4 театральных спектаклей.
Опрос детей по учебной программе для закрепления навыков.
В первую очередь классному руководителю требуется составить программу для учебной деятельности. План по внеурочным мероприятиям составляют по необходимости. Помимо учебной деятельности, важно выполнить правильный план внешкольной работы. Особенно это касается различных направлений искусства, которые положительно сказываются на нравственном воспитании учеников.

Для этого посещают следующие учреждения:
‣ музеи, театры;
‣ картинные галереи, выставки скульптур.

Иногда педагогу сложно составить расписание, так как время на посещение конкретного мероприятия может варьировать. Учитель должен составить список мероприятий, которые требуется посетить за учебный год. Периодически просматривают режим их работы.

Посещаемые мероприятия должны выполнять следующую функцию:
‣ улучшение воспитательной деятельности;
‣ образовательная направленность;
‣ улучшение отношения детей к школе;
‣ укрепление взаимоотношений между учениками.

Классный руководитель должен подбирать такие мероприятия, которые остаются актуальны, имеют положительные отзывы. Можно использовать сайты в интернете, где размещены все спектакли и выставки.
Пример
Классный руководитель заранее составляет программу посещения театра. Спектакли должны подходить именно для учеников определенного возраста. Рекомендовано посещать представления, которые подходят для учебной программы. Например, спектакль-мюзикл «Алые паруса». После его посещения учителя опрашивают детей об их ощущениях, размышлениях.
Мероприятия для духовно-нравственного воспитания
Выделяют следующие рекомендации для классных руководителей, чтобы правильно подобрать внеурочную программу по духовно-нравственному воспитанию детей:
  • Рекомендованы российские образовательные программы, подходящие по изучаемому курсу.
  • Долговременность программы.
  • Подбор ограниченного списка мероприятий, строго подходящих для учеников конкретного возраста.
Выделяют следующие разновидности мероприятий для духовно-нравственного воспитания:
‣ чтение художественных произведений с дальнейшим анализом;
‣ игры, поддерживающие духовно-нравственное состояние детей;
‣ мастер-классы, проектирование стенгазет, проектов;
‣ посещение киносеансов, кружков;
‣ классные часы, посвященные определенной теме;
‣ праздники, прогулки, экскурсии, театральные постановки.

Благодаря направлениям учебной деятельности детям будет легче познать нравственные, духовные особенности, мораль.
Результаты духовно-нравственного воспитания
Чтобы определить достаточный уровень духовно-нравственных норм среди учеников, классный руководитель использует оценку учителей гуманитарных дисциплин. Он выбирает форму контроля, которая определит наличие или отсутствие результата.

Если обучение прошло правильно, возникнут следующие положительные оценки:
‣ уважение к себе и окружающим людям;
‣ готовность предоставить помощь нуждающимся людям;
‣ гуманность, сострадание ко всему живому;
‣ познание основ коммуникации, отсутствие конфликтного общения, способность наладить отношения в любых ситуациях;
‣ правильное представление о милосердии, терпении, доверии, любви, мире, доброте и других положительных нравственных аспектах.
Если программа составлена правильно, положительная динамика будет наблюдаться у всех учеников. Они правильно воспримут себя, мир, окружающих людей.
Правила мониторинга
Подведение итогов должно проводиться в неформальной обстановке. Например, можно организовать классный час или чаепитие с обсуждениями проделанной работы. Ученики проводят рассуждения, выставляя оценку. По высказываниям учитель сможет понять, насколько успешно прошла его деятельность.

Другой способ проведения внеурочной работы — приглашение учителей гуманитарных направлений. Можно придумать тематическое мероприятие. Например, урок, посвященный театру.
Пример
После похода в театр учитель организует викторину. Он задает вопросы, на которые отвечают ученики, получая соответствующие баллы. Он может вводить диагностические вопросы. Например, узнает, почему ученикам понравился данный спектакль, каков его нравственный урок.

Проведенный мониторинг показывает учителю следующие результаты:
Степень влияния мероприятия на детей.
Понимание, какой видят дети свою жизнь внутри и вне школы.
Внедрение ребенка в социум, коллектив.
Степень влияния мероприятия на детей.
Понимание, какой видят дети свою жизнь внутри и вне школы.
Внедрение ребенка в социум, коллектив.
Можно организовать своеобразную трибуну, на которой ученики смогут высказывать мнение. Так они понимают, что у них есть право голоса.

Чтобы определить уровень духовно-нравственного развития учеников, рекомендовано скачать анкету.

Мониторинг можно проводить при помощи классной газеты, выполненной в следующих видах:
‣ печатная;
‣ написанная от руки.

Классная газета выполняет следующие функции:
‣ высказывание проблем, которые волнуют детей в разном возрасте, например, подростковом;
‣ оценка посещаемых мероприятий;
‣ высказывание личного мнения разных учеников.

Применение школьной газеты дает следующие результаты:
‣ умение анализировать проделанную деятельность с изложением на бумаге;
‣ работа с текстом и его трансформацией;
‣ поиск нужной информации из разных предметных областей.

Мониторинг может проводить сам учредитель или ученики, при помощи составления школьной газеты. Но классный руководитель должен оценивать, насколько усваивается духовно-нравственная информация, как она влияет на детей.
Основы эстетического воспитания учеников
Каждый человек еще со школьной скамьи должен познавать прекрасное в окружающем мире. Это сложная работа, проводимая родителями совместно с педагогами. К воспитательной работе нужно относиться творчески, чтобы детям было интересно. Тогда они научатся правильно оценивать, воспринимать искусство и общество. Чтобы успешно провести эстетическое воспитание, классный руководитель должен проводить специальную работу на уроках.
Задачи эстетического воспитания
В ходе проведения разных уроков требуется найти специальный подход, чтобы сформировать эстетическое ощущение окружающего мира.

Для этого учитель должен выполнять следующие задачи:
‣ формирование чувства прекрасного к окружающему миру, людям, мировой и народной культуре;
‣ внедрение литературы, живописи, истории, архитектуры, чтобы знакомить ребенка с наследием прошлого;
‣ умение использовать личное время с качеством;
‣ познание основ социализации, общения;
‣ использование творческой деятельности, искусства для обогащения духовного мира.

Если задачи построены правильно, ученик будет успешно познавать историю, искусство, гуманитарные науки.
Используемые виды искусства для эстетического воспитания
В ходе обучения в школе дети должны познавать разные виды искусства.

Они помогают им в эстетическом воспитании, формировании личности:
  • Художественная литература
    Благодаря книгам дети становятся более эмоциональными, восприимчивыми, чувствительными. Они направляют разум ребенка в нужном направлении, чтобы познать эстетические свойства окружающего мира. Также ученики должны понять азы культуры чтения. Для этого нужно понимать, о чем написано в заданной литературе. Благодаря книгам ребенок может получить обширные, глубокие впечатления. Это означает, что он понял культуру чтения.
  • Музыка
    Прослушивание качественных музыкальных произведений в классическом стиле задействует эмоциональную, эстетическую сферу. Ученик познает мир через искусство, учится наслаждаться этим. Благодаря музыке формируются духовные ценности, представление о красоте.
  • Изобразительное искусство
    Дети учатся фантазировать, передавать свои эмоции через собственные произведения. Это могут быть рисунки, поделки.
  • Синтезирующие виды искусства
    Это просмотр кинофильмов, прослушивание эстрадной музыки, посещение цирка или театра. Здесь объединены несколько видов искусства. Например, музыка и хореография. Дети могут знакомиться не только с российскими произведениями, но и зарубежными.
Запланированные эстетические мероприятия классным руководителем
В начале учебного года классный руководитель должен запланировать разные виды мероприятий для этического воспитания детей. Чтобы узнать о них, рекомендуется скачать таблицу «Мероприятия по эстетическому воспитанию».

В школьной программе используют следующие виды мероприятий:
‣ изучение художественной литературы, чтение;
‣ лекции о культуре, эстетике и других нравственных направлениях;
‣ вокал, музыкальные занятия;
‣ тематические вечера, встречи с деятелями искусства, круглые столы;
‣ экскурсия на выставку, в театр, музей, кинотеатр.

Все мероприятия должны быть равномерно распределены в течение учебного года, чтобы дети познавали разные аспекты искусства.
Результаты интеллектуального воспитания
Если педагоги различных гуманитарных направлений будут работать слаженно, заранее подготовят список мероприятий, это приведет к следующим результатам:
Выявление у детей навыков в оформлении портфолио, стендов, фотоотчетов.
Формирование у них эстетического взгляда на окружающие предметы.
Формирование умения оценивать картины, музыку, другие произведения искусства.
Развитие творческих навыков в литературе, музыке, ИЗО и других направлениях.
Выявление у детей навыков в оформлении портфолио, стендов, фотоотчетов.
Формирование у них эстетического взгляда на окружающие предметы.
Формирование умения оценивать картины, музыку, другие произведения искусства.
Развитие творческих навыков в литературе, музыке, ИЗО и других направлениях.
Результаты творческой работы можно закреплять на выставках, в музеях. Педагог оценивает их в конце работы.
Выводы
Чтобы подытожить основы духовно-нравственного воспитания учеников школы, выделяют несколько важных аспектов:
  • Обучением должен заниматься классный руководитель, а также учителя гуманитарных дисциплин. То есть литературы, обществознания, музыки, ИЗО.
  • Чтобы сформировать правильные основы воспитания, используют различные методы, в том числе искусство.
  • Для оценки качества духовно-нравственного воспитания проводят мероприятия, анкетирование, обсуждение под контролем классного руководителя.
С каждым годом классный руководитель должен все глубже погружаться в основы духовно-нравственного воспитания. Это позволит ученикам усвоить основы морали.

Каждый школьник в процессе обучения должен научиться оценивать предметы искусства. Они формируют личность, моральные устои. Дети учатся воспринимать красивые предметы, творческие направления. Благодаря эстетическому воспитанию можно правильно и полноценно воспринимать искусство, улучшать свою личность.

Чтобы направить эту деятельность в правильное русло, нужен классный руководитель. Он занимается воспитанием школьников при помощи учебного процесса, внеклассной работы. Иногда требуется вмешательство директора. Например, если развиваются экстраординарные ситуации. Об этом подробно написано в статье "Ребенок отказывается идти в школу. Четыре ситуации, когда директор должен вмешаться".