статьи

Пожарная безопасность в школе

Пожарная безопасность (ПБ) — мероприятия, разрабатываемые учреждениями для предотвращения возгорания, его быстрого устранения, исключения риска нанесения вреда школьникам, педагогам, другим людям в здании. Так же внедряемые методики исключают пагубное воздействие негативных факторов на материальное имущество. Все действия должны контролироваться руководителями школы и другими ответственными лицами.
Перечень противопожарных мероприятий
Чтобы учреждение соблюдало ПБ, требуется внедрение следующих мероприятий:
‣ Содержание средств для тушения пожара (ящик с песком, огнетушитель), периодическая проверка и устранение неисправностей.
‣ Содержание, проверка и устранение неисправностей сигнализации, оповещающей школу и органы пожарной безопасности о чрезвычайной ситуации в автоматическом режиме.
‣ Проведение системы тревоги, оповещающей людей, находящихся внутри здания.
‣ Разработка, составление плана, установка схемы эвакуации с разных этажей.
‣ Проверка работоспособности и наличия эвакуационных маршрутов, табличек на каждом участке здания.
‣ Установка стендов с плакатами, на которых указана важная информация по поведению людей при возникновении пожара.
‣ Проведение лекций для педагогов, учебных занятий для детей на тему ПБ при нахождении в стенах школы и окружающей территории (для этого разрабатывают специализированные учебные инструкции, сохраняющие стандартные правила, нововведения, особенности конструирования здания).
‣ Проведение периодических учений, в течение которых каждый педагог или ученик запоминают действия, план эвакуации из здания при наличии пожара.

Все действия разрабатываются и внедряются директором, заместителями, ответственными лицами. В случае возникновения чрезвычайной ситуации ответственность за детей внутри кабинета, мастерских ложится на учителей.
Чтобы учения ПБ проходили продуктивно, вместе с педагогами их проводят представители пожарных частей. Они объясняют методы эвакуации, использования противопожарных средств и другие важные правила.
Обеспечение ПБ в школе
В отношении обучения учеников младших классов требованиям ПБ выделяют следующие параметры:
  • Обучение начинается сразу после зачисления в школу.
  • Предоставляют информацию о простых понятиях, свойствах и функциях огня, его опасности и потребности, основных требованиях ПБ.
  • Дети должны понять, как правильно обращаться с огнем, но при этом сделать все, чтобы не допустить его распространения на окружающие предметы, не навредить себе.
  • Для усвоения информации педагоги должны использовать форму игры, плакатов, игрушек, так как она лучше воспринимается детьми младшего возраста.
  • Для начальных классов разрешено использовать мультфильмы с целью ознакомления ПБ.
  • Проводятся экскурсии в пожарной части, чтобы дети смогли осмотреть пожарные машины, средства пожаротушения, специализированное обмундирование.
  • Обучение методам тушения костра, приемам спасения от дыма и огня.
  • Изучение правил использования электрических приборов.
  • Заучивание номеров экстренных служб наизусть.
В обязательный список входит изучение следующих правил:
‣ правильное использование спичек, исключение игр с ними;
‣ аккуратное разведение и тушение костра, запрет взаимодействия с любыми нагретыми предметами;
‣ запрет сушки вещей над электрическими приборами, костром;
‣ запрет неправильной эксплуатации электрических приборов, самостоятельного разведения костров;
‣ запрет самостоятельного тушения пожара, для этих целей требуется привлечь внимание взрослых людей или вызвать специализированную службу.

Дети должны знать правила ПБ, начиная с младшего возраста, чтобы исключить повреждение участков тела, нанесение вреда имуществу школы или окружающим людям. Об этом рассказывают на родительском собрании после начала учебного года. Чтобы попасть в школу, требуется изучить изменения о порядке поступления в статье.

ПБ для детей старшего возраста
Обучение детей старшего возраста при пожаре сложнее, методы схожи с взрослыми людьми:
‣ поиск выхода из здания при помощи табличек, схем эвакуации;
‣ обнаружение и правильное использование огнетушителя;
‣ профилактика, своевременное устранение возгорания;
‣ методы оказания первой помощи;
‣ своевременное распознание и ликвидация легковоспламеняющихся материалов;
‣ обесточивание электроприборов;
‣ запрет использования воды для тушения электрических приборов;
‣ заливание костров водой до момента полного исчезновения дыма;
‣ запрет использования спичек в стенах школы, их утилизацию в урнах.

Дети старшего возраста должны своевременно оповещать педагогов, других работников школы, пожарную охрану о возгорании.

Потребность изучения ПБ в школе
Изучение безопасности при возникновении и распространении огня в школе обязательно.

Это помогает получить следующие знания:
‣ методы правильного использования электроприборов без риска короткого замыкания, приводящего к воспламенению;
‣ виды легковоспламеняющихся материалов, дети начинают понимать, как с ними обращаться, чтобы не допустить возгорание;
‣ обучение использования противопожарных средств по правилам, дети понимают, в каких случаях их нужно применять;
‣ изучение правил поведения во время пожара, например, дети младшего возраста должны слушаться взрослого человека, эвакуироваться вместе с ним.

Для детей в школе самое важное правило ПБ — изучение методов спасения себя и окружающих людей. В этом им обязаны помогать педагоги и другие взрослые люди.
Общие правила поведения при пожаре
Если в стенах школы возник пожар, все ученики должны руководствоваться правилами:
  • Не паниковать, слушаться учителя.
  • Покидать помещение парами.
  • Быстро эвакуироваться, но не бежать, иначе можно спровоцировать падение и давку.
  • После эвакуации каждый ученик принимает участие в перекличке, чтобы своевременно обнаружить детей, оставшихся в школе.
  • Запрещена самодеятельность, самостоятельная ликвидация пламени.
Чтобы ученики следовали перечисленным правилам, в задачи школы входит проведение периодических учений.

Все люди должны также уметь правильно эвакуироваться из здания. Эти данные заносят в специализированный журнал, который создает ответственное лицо по предписанию директора школы.

Выводы
Возгорание — крайне опасное явление. Чтобы дети, педагоги знали методы эвакуации и поведения в случае пожара, требуется обучаться основам ПБ. Основные правила пожарно-технического минимума можно изучить на курсе повышения квалификации «Пожарно-технический минимум». Периодически в школе необходимо проводить учения, чтобы каждый находящийся внутри человек знал, как вести себя при ЧС. Обучение проводят для детей младших, средних и старших классов. Пожарные службы в праве периодически проводить проверки по обеспечению ПБ, чтобы не допустить несчастных случаев при пожаре.